Итак, главное решение принято – пора отдыхать! Теперь осталось выбрать подходящее направление и не менее подходящее турагентство. Выбор направления – разговор отдельный. Тут многое зависит не только от толщины вашего кошелька, но и от того, едете ли вы отдыхать один или с семьей (прежде всего – с маленькими детьми, которым вряд ли стоит жариться в разгар лета на 40-градусной жаре в Аланье), мечтаете ли вы о том, чтобы просто пролежать неделю-другую “лицом в песок” или вам нужна экскурсионная программа, любитель ли вы неугомонного веселья в толпе таких же туристов или предпочитаете быть на пляже один, наконец – есть ли у вас загранпаспорт и когда он заканчивается…
А вот что касается выбора турфирмы, то тут на первый взгляд все проще. Во-первых, есть интернет. Заходите на найденный через поисковую систему сайт компании, “кликаете” раздел “спецпредложения” , восхищаетесь низкой ценой и начинаете судорожно набирать телефонный номер… Для не столь продвинутых туристов существуют различные специализированные печатные издания, большей частью бесплатные. Обычно, выбирая предложения, турист ориентируется на размер рекламного модуля и на обозначенную стоимость тура. Первое в принципе верно – величина рекламного модуля и профессионализм его выполнения может многое сказать о состоятельности компании. Что же касается объявляемой стоимости туров, тем более с предлогом “от…” – то им особо доверять не следует. Скорее всего, вам в дальнейшем сообщат, что “Турция за $150” в наличии действительно имеется, но в данном случае имеется в виду стоимость путевки для ребенка при условии проживания двух взрослых.
Люди, немного слышавшие про турбизнес, знают, что есть два типа турфирм: туроператоры и агентства. Первые заказывают туры “напрямую”, другие (турагентства) являются “перекупщиками”. Долгое время и внутри самой туристической отрасли существовало негласное деление турфирм на черных и белых. Туроператоры поднимали чартеры, брали квоты в отелях, а агентства делали черновую работу: продавали путевки конечному потребителю, причем часто у оператора можно было купить путевку дешевле, чем в агентстве. Но времена меняются. Операторам для получения более конкурентных цен приходится отправлять все больше и больше туристов. Сейчас потоки лидеров рынка 200-300 отправленных туристов в день. Представьте себе, что Вы пришли к такому оператору, закинули ногу на ногу и неспешно листаете каталог, а за вами очередь еще из 199-ти таких же страждущих. Поэтому крупные туроператоры, с наиболее конкурентными ценами не работают с конечными клиентами, они перекладывают эту заботу на турагентства. С каждой проданной путевки туроператор выплачивает турагентству денежное вознаграждение – комиссию. На массовых направлениях, таких как Турция, Египет, Испания, Болгария давно уже прошли времена, когда агентства “накручивали” цены на путевки. При массовом предложении, в последние годы явно превышающем спрос, при высокой конкуренции, битва идет за каждый доллар. Поэтому цены, как правило, у основных игроков рынка не сильно отличаются.
Более того, вполне возможно, что если вы обращаетесь в агентство не первый раз или по рекомендации, вам вполне могут сделать вам небольшой “подарок” и “скинуть” пару-тройку процентов из своей прибыли. То же относятся и к сетевым агентствам, которые в последнее время вводят всевозможные дисконтные карты для постоянных клиентов. Конечно, скидки по ним невелики, но все же…
Разумеется, местоположение и внешний вид офиса имеет большое значение (как и обязательное наличие лицензии, выданной Департаментом туризма Минэкономразвития РФ). Однако, если в предварительном телефонном разговоре с менеджером вы почувствовали, что тот не может внятно ответить на элементарные вопросы (а то и откровенно хамит) – вряд ли стоит терять время и ехать в агентство. Кстати, имейте ввиду, что многие столичные агентства нанимают на летний период дополнительных сотрудников, работающих исключительно за “проценты” и пытающихся “впарить” потенциальному клиенту тур подороже, не особенно задумываясь о его качестве. Так что не удивляйтесь, что общий уровень мастерства менеджеров турагентств в летний период заметно падает.
Разумеется, если у вас нет “знакомства” и вы ничего не знаете о данном турагентстве, разумнее выбрать то, которое входит в известную сеть (например, “Куда.Ру”, “Магазины Горящих Путевок” или “Интурист”). Однако не следует забывать, что сетевые агентства работают с большим количеством туроператоров, поставляющих им путевки – так что риск в данном случае также неизбежен. В любом случае, несложно выяснить список 4-5 надежных туроператоров каждого направления (в том числе и просто посмотрев статистику посещаемости их сайтов, посмотреть отзывы о них в интернете) и стараться приобретать путевки непосредственно у них или их агентов. Пусть это будет и несколько дороже – зато надежнее. Практика показывает, что практически все бесследно исчезнувшие в последние годы туроператоры (будь то “Олимпия” или “Скайтер”) в последние месяцы перед своим исчезновением, стремясь спасти бизнес, выходили на рынок с откровенно демпинговыми ценами.
Что же касается “горящих” предложений – тут не может быть какого-то общего рецепта. С одной стороны, если неделя в турецком отеле 5* на период майских праздников продается за $500, а в середине мая – за $300 – это вполне естественно. С другой стороны, сверхдешевые предложения в разгар сезона не могут не насторожить…
В любом случае, к разговору с менеджером (особенно летом, когда идет “вал” клиентов и у него не так много времени на беседу с вами) стоит подготовиться заранее. Может даже, не бояться показаться педантом, стоит написать заранее список вопросов – как далеко от моря находится отель, который вам предложат, как организовано питание и трансфер, кто осуществляет чартерный рейс и на каком самолете, сколько времени занимает трансфер до отеля, есть ли бассейн и какого размера, какие предлагаются экскурсии и сколько они стоят, какие программы предлагаются детям и т.д. Если в процессе беседы менеджер бессмысленно смотрит в каталог, пытаясь найти ответы на элементарные вопросы, стоит с ним вежливо распрощаться. Причем, стабильные агентства, давно работающие по выбранному направлению, как правило, имеют обратную связь с клиентами и могут сказать о том, как отзывались об этом отеле уже побывавшие там клиенты. Чем больше клиентов отправило агентство, тем точнее информация об отдыхе у его турменеджеров, тем меньше вероятность прокола.
Если же ответы вас удовлетворили – можно переходить к заключению договора (не забыв внимательно прочитать его на предмет всевозможных штрафных санкций) и сдаче документов. Впрочем, до этого вы еще должны кое-что узнать о том, какие собственно говоря бывают отели, в чем “плюсы” и “минусы” чартерных рейсов, какие документы вы должны сдать и что получить взамен. Об этом – на следующей неделе.