Если бы ангелы жили на земле, они наверняка предпочли бы поселиться во Feudo Montoni.
Оно пленяет бескрайними изгибами холмов с изумрудными, солнечными и небесными цветами, чью палитру невозможно передать даже на самом гениальном полотне. Здесь приходит чувство невероятной свободы — ты внезапно становишься властелином мира и больше не хочешь отсюда уезжать. Но реальность возвращается, а краски Montoni начинают ослабевать и стираться — пока не откроешь бутылку вина и заново не переживешь магическое состояние, которое однажды подарила эта земля...
В те несколько мартовских дней погода на Сицилии была катастрофической — ураганный ветер, шторм, град и даже снег в центре острова, где к этому времени обычно вовсю цветут миндальные деревья, знаменующие приход весны. «Не волнуйся, когда мы приедем в Feudo Montoni, будет светить солнце», — успокаивал меня Фабио Сиречи, с которым мы уже больше часа пытались прорваться через дороги центральной Сицилии, то залитые потоками воды, то покрытые слоями снега. И чудо свершилось. Сизо-белые клочья облаков нехотя расступились. Солнечные лучи яркими островками рассветили изумрудную долину Feudo Montoni. Зрелище было незабываемым.
После этого понимать страстную любовь Фабио к своей земле стало просто. Он, в отличие от многих, говорит о душе и эмоциях виноградников и вин, об их неразрывной связи с Сицилией. «Я люблю Сицилию такой, какая она есть. Она похожа на наших женщин — с черными глазами и черными волосами. Для меня неважно, если они не угождают общему вкусу. Вина Сицилии — такие же», — думает он.
Земли Feudo Montoni были куплены семейством Сиречи в начале XX века. В центре поместья располагается baglio — типичная стариннаясицилийская постройка в виде прямоугольника, внутри которой находится маленький дворик. Когда-то этот феод был самодостаточным — в нем жили около ста крестьян, работавших на земле и разводивших овец (отсюда название Feudo Montoni). Сейчас здесь в основном выращивают виноград. Главный вход в балио украшает средневековый герб, а в погребе для выдержки вина хранится камень, на котором выбита дата постройки — 1469. «Я продолжаю старые традиции и создаю новые», — говорит Фабио, имея ввиду, что несколько лет назад он начал производить собственные вина под именем Feudo Montoni.
Выращивая в своем хозяйстве дюжину разных сортов, Фабио Сиречи, однако, делает вино только из Неро д’Авола — самого харизматичного, по его мнению, сицилийского винограда. Остальной урожай он продает крупным и хорошо известным производителям — Planeta, Tasca d’Almerita, Donnafugata, Duca di Salaparuta. Когда-то его Неро д’Авола из виноградника Vrucara шел на создание культового сицилийского Tasca d’Almerita Rosso del Conte, пока в 1999 году он не решил бутилировать его сам.
Этот благородный виноградник действительно уникален. Четыреста лет назад папский агроном Андреа Баччи выделял его вина за силу, букет и выдержку. (Вина, кстати, по-прежнему поставляются к столу Ватикана.) Сейчас главный секрет Неро д’Авола из Feudo Montoni кроется в особом клоне, который на Сицилии больше не встречается. Находясь в изолированной местности, где на километры вокруг тянутся лишь зеленые холмы с небольшими посадками пшеницы, Feudo Montoni — с момента основания хозяйства в 1469 году — смог сохранить свой оригинальный Неро д’Авола без генетических мутаций.
Высокое расположение виноградников и контраст дневных и ночных температур тоже вносят вклад в формирование аристократичного характера Vrucara. Вина получаются элегантными, что для щедрого сицилийского климата скорее исключение, чем правило. «Произвести вино на Сицилии несложно, потому что здесь много солнца и света. Сделать его утонченным — вот настоящий вызов», — замечает Фабио. Полное внимание к виноградникам, предельно низкая урожайность и щадящая винификация во Feudo Montoni — само собой разумеющиеся вещи. Участок с 50-летними лозами занимает 5 гектаров и дает всего 20 тысяч бутылок.
Вина Vrucara — как женская душа Сицилии: мягкие, но сильные характером, соблазнительные, но открывающие свои достоинства только тем, кто готов их понять до конца. Фабио Сиречи влюблен в свои земли, и эта любовь, похоже, — тоже один из секретов удивительного притяжения вина. «Я стремлюсь создавать эмоции», — замечает Фабио, а в них — суть земли, называемой Feudo Montoni.