Стекло - материал волшебный: твердый, но в то же время хрупкий. Его готовят, как изысканное блюдо, - по специальным рецептам при высокой температуре. Приняв в горячем состоянии любую форму по желанию художника - от функциональной до самой экзотической, стекло застывает в ней навеки. Сотни лет этот материал во всех своих видах, формах и цветовых сочетаниях завораживает людей. Наверное, именно поэтому обычная пивная бутылка может быть не только простой емкостью для пенного напитка, но и настоящим произведением искусства, и даже предметом коллекционирования.
Пиво - почти ровесник человеческой цивилизации. Впервые его сварили шумеры около 6000 лет назад. Потом завоеватели-вавилоняне переняли у них передовые технологии: в Вавилоне изготавливалось около двадцати сортов пива. Царь Хаммурапи, известный тем, что повелел выбить на базальтовом столбе законы на все случаи жизни, упомянул в них и пиво. От вавилонян секрет пивоварения попал в Египет, и египтяне придумали для него особый иероглиф.
У греков и римлян, народов традиционно "винных", пивопитие было уделом бедняков и варваров. Тацит писал, что "настойка из ячменя или других зерен" - национальный напиток диких тевтонов. В Средние века в Европе изготовление пива - "жидкого хлеба" из женского стало мужским, а точнее монашеским, делом: лучшие пивоварни в те времена были при монастырях. По сей день утонченные ценители считают лучшим пивом в мире продукцию одного крошечного бельгийского монастыря, которую можно купить только у самих монахов.
Многие столетия спиртное держали и перевозили в бочках. Историки считают, что делать бутылки начали в странах Восточного Средиземноморья только в VI веке, а в Европе первыми их изготовителями стали средневековые мастера с венецианского острова Мурано и из городов Фаэнца и Урбино. Когда именно в бутылку впервые попало пиво, неизвестно. Одна довольно характерная легенда гласит, что это произошло, когда какой-то голландский пират, которому не хотелось делиться любимым пивом с коллегами, взял его с собой в море, разлив из бочонка в бутылки из-под рома и припрятав.
Поначалу пивные емкости были практически неотличимы от винных или любых других.
Специфически "пивную" форму бутылки темного стекла, в которые разливался хмельной напиток, приобрели лишь в конце XVIII века. По сравнению с вытянутыми, "узкоплечими" винными, пивные емкости тех времен были более приземистыми, широкими, напоминающими флягу. В такие бутылки разливали темное пиво - портер, и эта форма и по сей день называется "портерной". Название пива зачастую указывалось посредством гравировки - рельефной надписи на самой бутылке, а не на бумажной этикетке.
В середине XIX века появилось принципиально новое пиво. Английские портер и эль, многие десятилетия бывшие самым популярным ячменным напитком в Европе, стали потихоньку сдавать позиции немецкому легкому светлому пиву - лагеру. Лагер варился по иной технологии, нежели портер, и форма бутылки для него была совсем другая: цилиндрическая, с середины переходящая в усеченный конус. На такие бутылки наклеивались яркие и порой довольно затейливые этикетки. Третьей основной формой пивных бутылок стала так называемая "экспортная", напоминающая бутыли из-под бренди или рома в миниатюре: широкий цилиндр, сходящийся к узкому, утолщенному в середине горлышку.
В России до революции пиво продавали в узких бутылках темного стекла, формой похожих на сосуды из-под рейнских и токайских вин - цилиндрических, сходящихся к длинному горлышку. Сорт напитка и название компании-изготовителя гравировалось по стеклу. Сейчас такие емкости, например, с известных в те времена пивоварен Дурдина, - настоящий антикварный раритет.
В наше время специалисты и коллекционеры слабоалкогольной атрибутики, называющие себя (от английского beer - пиво) "бирофилами" (кроме бутылок и этикеток, они коллекционируют пробки, кружки, банки и т.п.), выделяют не менее двух дюжин разновидностей пивных бутылок. Из всего многообразия сосудов тот, в котором в советские времена продавалось "Жигулевское" - называемый в народе "чебурашкой", - был, пожалуй, самым скучным и неоригинальным по дизайну. Заурядностью отличалась и советская пивная этикетка, особенно в период "застоя".
В странах же, где царила здоровая капиталистическая конкуренция, броскость и красота этикетки играли не последнюю роль в популярности напитка. По кусочкам бумаги на пивной бутылке покупатель мог изучать географию, историю, искусствоведение и даже зоологию. Как уже в наши дни определили маркетологи, потребитель охотно покупает напитки с изображением зверей и птиц на этикетке - будь то картинка с фазаном, горным козлом или, как у одного популярного на Западе пива, с "портретом" черного лабрадора Чага.